...:::BaLLeR:::... Звезда футбола!
Количество сообщений : 1869 Возраст : 31 Географическое положение : Россия, Волгоградская обл., г.Волгоград Очки : 125 Дата регистрации : 2008-07-17
| Тема: "ЛЕЙТЕНАНТЫ" И ГЕНЕРАЛЫ(1963 - 1969) ЧАСТЬ 1 30/7/2008, 14:32 | |
| Накануне сезона 1963 года власть на тренерском мостике команды ЦСКА на целое десятилетие перешла в руки "лейтенантов" 40 - 50-х годов. Первым стал заслуженный тренер Украины Вячеслав Дмитриевич Соловьев, который привел в 1961 году к первому "золоту" киевское "Динамо". Он сосредоточил в своих руках обязанности главного тренера и начальника команды, пригласив помощниками еще двух "лейтенантов" - заслуженных мастеров спорта Владимира Николаевича Никанорова и Виктора Александровича Чистохвалова. Одновременно В.Д. Соловьев был назначен главным тренером олимпийской сборной. Новый тренер - и снова перемены в составе. Из тех, кто составлял основу команды в 1962 году, ушли Б. Орешников - в одесский "Черноморец", К. Доронин - в СКА (Ростов-на-Дону) и Е. Журавлев, в середине сезона перешедший в столичное "Торпедо". Подкрепление пришло солидное: вратарь Анатолий Глухотко, хавбек Николай Маношин и нападающий Валентин Денисов (все - из московского "Торпедо"), вратарь Игорь Фролов и защитник Борис Петров из столичного "Спартака", нападающие Юрий Басалик из "Динамо" (Киев) и Николай Каштанов из "Авангарда" (Харьков). В основном составе армейцев впервые появился воспитанник московского "Динамо" защитник Владимир Пономарев. С его дебютом связана одна из цээсковских легенд. Впрочем, возможно, так и было.
Пришел Пономарев к армейцам при К.И. Бескове нападающим, год играл в дубле. Все, что положено форварду - скорость, дриблинг, выбор позиции, удар, - все было при нем. Забивал, правда, нечасто. Смотрел, смотрел на него Бесков да и махнул рукой. А тут снимают тренера. Пришел Соловьев. Тоже посмотрел на Пономарева раз, другой и говорит: "Хватит тебе в дубле сидеть. В следующей игре в основе выйдешь. Правым защитником". - "Да, что вы, Вячеслав Дмитриевич, - всполошился футболист, - я же вам всю игру провалю!". А Соловьев ему: "Во-первых, не ты провалишь, а я, ведь я же тебя ставлю в защиту, а во-вторых, завтра мы с тобой на макете все посмотрим, чего не поймешь, объясню". А игра предстояла с тбилисским "Динамо", где на левом краю играл сам Миша Месхи. О чем говорили у макета Соловьев с Пономаревым, осталось тайной. А вот то, что тренер грузинской команды легендарный "Хитрый Михей" - Михаил Иосифович Якушин после первого тайма тезку своего Месхи заменил, это уже не легенда, а, как говорится, голый факт. "Съел" Володя Пономарев своего знаменитого визави. Через год Пономарев и Месхи встретились в сборной СССР, а в 1966-м оба удостоились бронзовых медалей на чемпионате мира в Англии.
А чемпионат СССР вернулся к классической формуле: 20 команд играли в два круга. Армейцы, к сожалению, выступили еще хуже, чем при К.И. Бескове. Команда мало влияла на ход борьбы за медали, заняв в итоге 7-е место (45 очков из 76; мячи - 39:27). Основная нагрузка в сезоне (чемпионат, Кубок СССР, сборные - первая и олимпийская) пришлась на вратаря Баужу, защитников Дубинского, Пономарева, Шестернева, Багрича, Семиглазова, полузащитников Линяева, Маношина, Дородных, форвардов Поликарпова, Игоря Грекова (воспитанника московского "Спартака", два сезона игравшего в армейском дубле), Федотова, Каштанова, Мамыкина. Главным бомбардиром армейцев вновь стал Федотов - 8 голов. Денисов и Поликарпов забили по 6, Греков - 5 мячей. Трех защитников ЦСКА, игроков сборных, включили в список "33 лучших". Дубинского и Шестернева - под № 1, Пономарева - под № 3. В товарищеских играх армейцы победили в Москве турецкую команду "Генчлербирлиги" - 4:1, в ГДР сыграли вничью с "СК Лейпциг" - 1:1, потерпели поражение от олимпийской сборной хозяев - 0:1 и выиграли у "СК Потсдам" - 2:1. Под руководством В.Д. Соловьева команда начала подготовку к сезону-1964. Закончил играть В. Стрешний. Ушли в СКА (Ростов-на-Дону) А. Глухотко, А. Мамыкин и Н. Линяев. Николай Андреевич Линяев - одна из знаковых фигур армейской команды Москвы 50-60-х годов. Начинал он юношей в 1945 году в челябинской "Энергии", потом играл в местном "Авангарде" и, наконец, в свердловском ОДО, откуда его взяли в главную армейскую команду. Поиграл он у нас и в полузащите, и в центре защиты и на обеих позициях был неуступчив и очень надежен. Два сезона был капитаном команды.
"Я пришел в команду перед сезоном 1957 года, менял Башашкина Анатолия Васильевича, - вспоминает Николай Андреевич. - А получилось как? Я откровенно говорю, Америку не открываю. Я молодой был, а он уже на сходе. Не хочу ничего плохого о нем сказать, но он хитрый был: вот ожидается тяжелая игра - он раз и заболел. Мы играем, а он заболел. Ответственная игра - ставят меня защитником. На полузащитника ставят другого. Как только он выздоровел, меня - обратно, в полузащиту. Ну, раз заболел, два заболел, его и не стали ставить. У нас команда очень дружная была, коллектив был хороший. Я с Багричем и с Дубинским дружил, особенно с Дубинским. Их забирали из Харькова к нам в Свердловск, а потом - в ЦСКА. Меня-то и Васю Бузунова раньше взяли. Вася уже был в ЦСКА, потом его отчислили и сослали к нам, в Свердловск. Хорошая была команда. И, что особенно важно, честью своей ребята дорожили. Вот играем в Тбилиси. Для тех игра все решала: выиграют - у них "серебро", а проиграют, так и "бронзу" не получат. Впереди, помню, у нас играли Володя Агапов, Володя Федотов, Герка Апухтин и Стрешний. Игра была тяжелая. А Бесков, он был тренером, и говорит: "Ребята, у меня сегодня день рождения. Можете вы меня не опозорить?" Я говорю: "Константин Иванович, когда мы вас подводили?" И мы у них 1:0 выиграли. Ух, что там тбилисцы делали!.. Но никто не подошел с предложением взятки какой-нибудь или чего-то еще. Уже после игры я как капитан поинтересовался: "Чудаки, нам же эта игра ничего не давала. Что ж вы не подошли?" А они говорят: "Нет. За что мы вас, бойцов, любим, это за то, что вы никогда игры не сплавляете". У нас у всех такой характер был. Если бы тренеров не меняли, мы бы могли все выиграть. А вот только начнем что-то, соберемся, и раз - тренера поменяли. Мне их пришлось немало "пережить". Я пришел при Пинаичеве Григории Марковиче, потом пришел Аркадьев, потом - опять Пинаичев, потом - Бесков, Соловьев… Представляете, сколько нервов? Ведь каждый свои мысли имеет, к каждому привыкать надо, каждый переучивает по-своему… Я, как бывало, резко сыграю, все начинают писать, что Линяев - грубиян. Вот "Бес" пришел и говорит: "Коля, я все понял. На тебя писать никто не будет. Твое дело - играй!" А мы играли с кем-то на "Динамо". И он сажает просмотровую комиссию и говорит: "Вот, следите, записывайте, сколько раз Линяев правила нарушит". А они все пишут: где-то толчок плечом, а они считают - нарушение. И потом стали проверять. Те говорят: "Он девять нарушений сделал". А "Бес" им: "Он сделал два нарушения и те, которые вы не заметили". Я всю жизнь проиграл без щитков. Я, защитник, и не знал, что такое щитки! А на меня - писали…"
Появление перед сезоном в команде нового нападающего - Бориса Казакова из куйбышевских "Крыльев Советов" оказалось самым ценным приобретением ЦСКА. Дуэт форвардов Федотов - Казаков на несколько лет обеспечил результативную игру армейской атаки. Если в прежние годы армейцы резво начинали, а на финише им не хватало сил поддержать взятый темп, то в сезоне 1964 года они очень слабо стартовали: в 8 матчах - 2 победы и 4 ничьи, т. е. 8 очков при соотношении мячей 5:7. Справедливости ради заметим, что в марте-апреле ЦСКА играл на выезде, а в первом же домашнем матче 2 мая с земляками-автозаводцами армейцы одержали победу 2:1. Затем последовали ничья в Минске, победа над московским "Спартаком" (1:0) дома и… отставка главного тренера. У руля встал следующий "лейтенант" - подполковник, заслуженный мастер спорта Валентин Александрович Николаев, работавший с начала сезона помощником прежнего тренера. В.А. Николаев после 1953 года оставил футбол, окончил Академию бронетанковых войск, служил в боевых частях, а десять лет спустя вернулся в родной клуб. Вторым тренером остался В.А. Чистохвалов. Смена тренера, как это нередко бывает, встряхнула команду. Если основные проблемы в начале сезона возникали в линии атаки, то с приходом Николаева эффективность нападения возросла многократно. Лучшим бомбардиром ЦСКА и всего чемпионата стал В. Федотов, установивший личный рекорд результативности - 16 голов и повторивший в матче с ярославским "Шинником" (10:2) клубный рекорд Всеволода Боброва - 4 гола в одной игре. Кстати, и эти 10 голов до сих пор - командное достижение армейцев столицы в чемпионатах страны. Вторым по результативности стал Б. Казаков - 9 голов. Команда ЦСКА после шестилетнего перерыва заняла третье призовое место в чемпионате СССР. В основном составе чаще других выходили на поле вратарь Баужа, защитники Пономарев, Шестернев, Багрич, Семиглазов, полузащитники Федотов, Поликарпов, Дородных, Маношин, нападающие Басалик, Казаков, Денисов, Каштанов, Быстров. Пять армейцев - в списке "33 лучших": под № 1 - защитники В. Пономарев и А. Шестернев, под № 3 - полузащитник Н. Маношин и нападающие В. Федотов и Б. Казаков. В сборной страны Шестернев продолжал прочно удерживать позицию центрального защитника, участвовал в финальном матче чемпионата Европы с Испанией. Позже к нему на правом фланге обороны присоединился Пономарев. "Бронзу" армейцы защитили и в 1965-м. Правда, отрыв от второго места составил целых 12 очков. Из команды выбыли В. Семиглазов (вернулся в Баку), И. Греков (в "Зарю", Луганск), уехал в СКА (Одесса) Э. Дубинский. Покинул клуб и ветеран Г. Апухтин. В основном составе появился новый вратарь Лев Кудасов из СКА (Новосибирск). В нападении справа заиграл Александр Шиманович из кишиневской "Молдовы". Дебютировал в "основе" воспитанник армейского клуба защитник Николай Антоневич, получивший приз "Лучшему дебютанту сезона". Кроме В.А. Чистохвалова появился и еще один помощник главного тренера - М.И. Ермолаев. Как и в минувшем году, в турнире участвовало 17 команд. Армейцы одержали 14 побед, 10 матчей свели вничью и 8 раз покидали поле "на щите". Забили 38 мячей (из них 15 - Казаков и 7 - Федотов), пропустили 24. Пономарев и Шестернев, как и год назад, - первые номера, Д. Багрич - третий в списке "33 лучших". Команда ЦСКА впервые выиграла "Приз справедливой игры". За весь чемпионат армейцы получили всего одно (!) предупреждение. Сборная СССР проводила отборочные матчи к VIII чемпионату мира. Армейцы делегировали туда Пономарева, Шестернева и Казакова. Два года подряд команда - на пьедестале почета. Но тренерскому штабу спокойно работать не дают. В конце 1965 года, как вспоминает В.А. Николаев, его пригласили в Спорткомитет Министерства обороны и в неофициальной форме предложили взять к себе в помощники некоего молодого офицера. Тренер ответил, что у него в помощниках прекрасные работники - В.А. Чистохвалов и М.И. Ермолаев. Больше ему не надо. Ладно. Прошло некоторое время. Снова предлагают взять того же молодого офицера. Снова Николаев отвечает отказом. Подполковник Николаев чего-то не понял. Ему генерал предлагает взять в помощники молодого офицера, а подполковник отказывается. "Моя несговорчивость, - вспоминает В.А. Николаев, - видимо, пришлась начальству не по вкусу. А тут представился удобный случай избавиться от строптивого подчиненного. Органы ОБХСС после сезона взялись за проверку финансового хозяйства московских команд мастеров, особое внимание уделив проведению ими товарищеских игр и получению за это гонораров. Тогда, как вы помните, наши команды считались "любительскими", игроки жили на скромные стипендии или воинское жалованье, и тренеры иногда использовали товарищеские матчи для того, чтобы хоть как-то поощрить футболистов материально. Злоупотреблением, мздоимством здесь, понятно, и не пахло. Поэтому тренеров всех коллективов предупредили о том, что инструкцию надо впредь выполнять неукоснительно. На этом дело для всех кончилось. Для меня же только началось". Некий политработник доложил "наверх", что Николаеву якобы объявлен партийный выговор, появилась газетная публикация о "нравах, чуждых советскому обществу, и рвачестве". "Наверху", получив информацию, разобрались с ходу: "Ну, что ж, подполковник, поедешь на Дальний Восток, там тоже надо поднимать футбол. 15 суток на сборы. Можете идти!".
Команду принял Сергей Иосифович Шапошников, проведший 4 матча за ЦДКА 40-х годов, потом тренер окружных команд Одессы и Львова, с которыми добивался заметных успехов, неоднократно завоевывал с ними звание чемпионов Украины, заслуженный тренер УССР, воспитавший немало способных футболистов. Вторым тренером стал Ю.И. Беляев. Из ЦСКА перешел в СКА (Львов) Ю. Басалик, в харьковский "Авангард" уехал Н. Каштанов, в московское "Торпедо" отправился В. Денисов. Закончили играть В. Дородных и В. Фомичев. С.И. Шапошников пригласил в ЦСКА способных молодых ребят - защитника Владимира Капличного, нападающих Степана Варгу и Богдана Грещака из СКА (Львов), нападающего Иштвана Секеча из СКА (Одесса), защитника Юрия Истомина из СКА (Киев). Обратите внимание: за пять лет до "золота" 1970 года в составе ЦСКА уже пятеро будущих чемпионов - Шестернев, Капличный, Истомин, Федотов и Поликарпов. Во многом из-за событий, предшествовавших сезону 1966 года, команда стартовала слабо. Но постепенно обстановка нормализовалась. Опытный воспитатель, С.И. Шапошников сосредоточил усилия своих подопечных на главном - игре. Уже к концу первого круга армейцы были в лидирующей группе, а не провали они осенний матч с киевлянами, кто знает, может, и в третий раз подряд взошли бы на пьедестал. Пятое место. 41 очко из 72; мячи - 60:45. Лучший бомбардир - вновь Б. Казаков - 15 голов, С. Варга и И. Секеч - по 11, В. Поликарпов - 8, В. Федотов - 7. Отменная результативность. Многовато пропускали. Но причина тому была. Ведущие игроки обороны армейцев Шестернев и Пономарев, призванные в сборную страны, не участвовали в предсезонной подготовке со своей клубной командой, а проводили бесконечные контрольные матчи, которых вместе с играми чемпионата мира набралось более 30. За клуб Шестернев сыграл всего 14 раз, Пономарев - 8. В матчах внутреннего календаря защита армейцев чаще всего выглядела так: Истомин, Антоневич, Капличный, Багрич. Вместе они играли первый год. В воротах - Баужа или Кудасов, в полузащите - воспитанник клуба Поликарпов и опытный Маношин или дебютант Виталий Поляков, четверка форвардов выглядела примерно так: Варга, Казаков, Федотов и Секеч (Грещак, Шиманович). В списке "33 лучших" - первые номера сборной, бронзовые призеры ЧМ-66 В. Пономарев и А. Шестернев, под № 2 - Д. Багрич. В начале 1967 года было опубликовано постановление о присвоении почетных званий футболистам и тренерам сборной команды СССР - полуфиналисту VIII чемпионата мира. В числе пяти игроков, удостоенных звания "Заслуженный мастер спорта СССР" был центральный защитник ЦСКА и сборной Союза Альберт Алексеевич ШЕСТЕРНЕВ. В новый сезон команда ЦСКА вступила без И. Секеча, Б. Казакова и Б. Грещака, отбывших соответственно в одесский "Черноморец", куйбышевские "Крылья Советов" и львовские "Карпаты", а также закончившего играть Н. Маношина. Из новичков, пришедших в клуб, в основном составе закрепились полузащитники из армейских команд Аркадий Панов (Одесса) и Тарас Шулятицкий (Львов), а также Анатолий Масляев из горьковской "Волги". Линия атаки пополнилась армейцами Львова Владимиром Дударенко и Ромуальдасом Юшкой (воспитанник литовского футбола) и Виталием Раздаевым из Новосибирска. Один матч в "основе" провел Валентин Уткин из "Звезды" (Серпухов). | |
|