...:::BaLLeR:::... Звезда футбола!
Количество сообщений : 1869 Возраст : 31 Географическое положение : Россия, Волгоградская обл., г.Волгоград Очки : 125 Дата регистрации : 2008-07-17
| Тема: ФУТБОЛИСТЫ (1911-1917) ЧАСТЬ 2 30/7/2008, 14:12 | |
| Но вернемся непосредственно к футболу. В классе <А> Московской футбольной лиги в разные сезоны было от 6 до 8 команд.
Сезон делился как бы на три части. Первая - весенняя: проводилось первенство Москвы; вторая - летняя: соревнования так называемых дачных лиг. И третья - осенняя: продолжалось первенство Москвы.
Так вот, в 1916 году наша вторая команда, составленная в большинстве своем из игроков бывшей детской команды ОЛЛС, вышла в класс <А>. Вот ее состав: И. Мохов, М. Смирнов, М. Исаев, В. Розин, И. Иванов, Е. Рагозин, Д. Адлерберг, П. Савостьянов, В. Гроссе, А. Носов, К. Жибоедов. Перед этим она выиграла первенство Казанской лиги. <Казанской>, то есть команд, располагавшихся в дачных местностях вдоль Казанской железной дороги. Были еще Северная лига (вдоль Ярославской железной дороги), Александровская лига (вдоль Белорусской). И почти все московские клубы участвовали в этих дачных соревнованиях. Казалось бы, странно, что в класс <А> вышла не первая команда ОЛЛС, а вторая. Но тогда зачет был общий, а выходила в высший класс та команда, которая набирала больше очков. И наша молодежь постепенно влилась в первую команду. А первая наша команда с 1911 года играла не совсем удачно. Она занимала вторые, третьи места, но выбраться в класс <А> никак не могла. И вот только когда первая команда ОЛЛС пополнилась молодежью, победившей в 1916 году, в следующем сезоне она смогла выиграть первенство Москвы и перейти в класс <А>, где выступала с 1918 по 1922 год.
СКС, КФС, СКЛ - все эти клубы были богатыми. Там членские взносы составляли чуть ли не 20 рублей. Поэтому рабочая молодежь, мелкие служащие, учащиеся не могли вообще попасть туда.
Но тяга к спорту была большая. И начали развиваться <дикие> команды. Они играли между собой товарищеские игры на так называемых <районных площадках> - на военных плацах. А официальных соревнований у них не было. Вот из этих команд Борис Михайлович Чесноков, редактор журнала <К спорту>, создал вроде группу, лигу. И эти <дикие> в конце концов пробились и стали проводить свое первенство Москвы в рамках своей группы <новых клубов>.
Во время войны (речь идет о первой мировой войне 1914-1918 гг. - Ред.) первенство Москвы проводилось, но было очень много неявок - ведь многие ушли на фронт. И вот мне, например, приходилось иногда играть чуть ли не по три матча. Скажем, в 1914-1915 годах я играл за третью команду. Когда начинала третья команда играть, приходили и говорили: <Костя, может быть, тебе придется за вторую еще играть>. Я отвечал: <Ну, что же...>. Потом начинала играть вторая, снова подходили: <Может быть, придется тебе и за первую сегодня сыграть>. В общем, иногда у меня было по три игры в день. Но мы были патриотами клуба и, если надо, играли и по три матча, хотя трудно было, конечно>.
Стадион у ОЛЛС по тем временам был действительно шикарным. Вот впечатления 11-летнего мальчишки Андрея Старостина, будущего игрока <Спартака> и сборной СССР, о первой поездке на футбол в Сокольники:
<Стадион ОЛЛС был окружен дощатым забором, из-за которого доносились ни с чем не сравнимые звуки: как бы приглушенные удары по гигантскому барабану. То были звуки ударов по мячу, вызвавшие у меня необычайное волнение.
С трех сторон к стадиону близко примыкал лес. Я вскарабкался на дерево, не без помощи уже восседавшего там довольно взрослого парня, протянувшего мне руку. Сук был прочный, толстый, и, обхватив рукою ствол, я почувствовал себя так же уверенно, как на буфере трамвая.
Передо мной открылась сказочная панорама. Огромный зеленый ковер, размеченный белыми линиями, футболисты в синих рубашках и белых трусах, все в бутсах! Четыре флага по углам поля, ворота с массивными четырехугольными штангами, окрашенными в белый цвет, с железными сетками, издающими какой-то особый музыкально-звенящий звук, когда в них попадает мяч. Судьи, торжественно выходящие на поле: боковые - с флажками, а главный - рефери - с лентой на шее, на которой висит свисток. Мяч новенький, желтой кожи, положенный на отметке центрового круга. Выбег, да, именно выбег, а не выход, гладиаторов, направившихся этакой мощно-расслабленной трусцой к центру поля. Выбор ворот, взаимное приветствие противников громкогласным <Гип-гип, ура! Гип-гип, ура! Гип-гип, ура, ура, ура!> - все это с высоты березового сука воспринималось как чудесное сновидение.
Но это была явь, продолжавшаяся около двух часов. Затаив дыхание, я смотрел на отстрельные удары беков, то зажигавших высокую <свечу> под бурное одобрение зрителей, то настильно по воздуху посылавших мяч подальше от своих ворот. Смотрел и захлебывался от восторга, когда форварды наносили пушечные удары по воротам, а вратари <ласточкой> в верхний угол и <рыбкой> в нижний бросались и отражали, казалось бы, неотражаемые мячи.
Мой сосед по дереву (он сидел с другой стороны ствола) был из разряда болельщиков, не умеющих смотреть футбол молча. Он был скептик и иронически комментировал каждый эпизод идущей на поле борьбы. Но, как потом выяснилось, он страдальчески болел за <оэлэлэс> и лечился лекарством, до наших дней не утратившим популярности: маскировкой своего пристрастия ироническими репликами в адрес тех, за кого страдает всей душой. Но только до тех пор иронических, пока результат еще гадателен. Это называется - болеть от обратного.
Когда же хозяева поля повели в счете, а затем удвоили результат, он <выздоровел> и бесконечно повторял: <Как горбатятся, как горбатятся! Любо смотреть, как горбатятся ребята!>
В то время темпераментная, азартная, а значит, и требующая больших физических усилий игра ценилась в футболистах превыше всего. Сосед отмечал своих любимцев высшей похвалой и, убедившись, что игра сделана, заключил: <Да разве у сокольнических футболистов может кто выиграть? Никто!>
На этот раз он был прав: <оэлэлэс> выиграло. С финальным свистком судьи лицо его засияло. Он подвинтил свои светлые усики, поправил на круглой голове чуб, подтянул голенища у сапог и, подмигнув мне, сказал: <Ну, бывай, сынок, до воскресенья!>, протянул мне руку, пожал своей твердой мужской ладонью мою мальчишескую дощечку и уверенно-бодрой походкой ушел в глубь Сокольнического леса>.
В 1917 году вторая команда ОЛЛС в первом весеннем первенстве Москвы, проходившем по <олимпийской системе>, удачно дебютировала в матче с командой Московского клуба лыжников - 3:2 и вышла в четвертьфинал, где победила со счетом 2:1 команду СКЗ. На следующей стадии наши, увы, проиграли сильному сопернику - землякам из СКС - 0:2.
По окончании сезона лучшие футболисты второй команды ОЛЛС перешли в первую, участие которой в чемпионате 1918 года и принято считать официальным дебютом будущей главной армейской команды в высшем футбольном обществе столицы.
Вот в каком составе играла команда в 1917 году: в голу стояли А. Обухов и Колпаков, защита - К. Шмидт, М. Исаев, хавбеки - Л. Годбод, Н. Иванов, В. Розин, Гугель, Пензяев, П. Лауденбах, Т. Григорьев, Т. Федотов, нападение - К. Жибоедов, П. Канунников, Вен. Гроссе, Н. Майтов, Вл. Гроссе.
Итак, с 1911 по 1917 год оэлэлэсовцы выступали в группе <Б> чемпионата Москвы, хотя в их составе уже подрастали будущие звезды - Константин Тюльпанов, Владимир Ратов, Константин Жибоедов и другие, обеспечившие своему клубу прорыв в высший футбольный свет столицы. ОЛЛС обладало стройной организационной структурой, системой подготовки молодежи, причем не только в футболе, но и в других видах спорта, лучшим в Москве стадионом. | |
|